Тренирующим и тренируемым, а также тем, кто думает, что тренируется самостоятельно.
Ряд предлагаемых вашему вниманию статей основан на концепции спортивного психолога Александра Владимировича Вощинина «Рефлексивные практики психорегуляции спортсменов», на двух основополагающих методах концепции – «Метод О-значения» и «Метод рефлексивной обратной связи». Не бойтесь, это не так страшно, как звучит.
Статья 1. Что делать?
Всегда будет огромная разница между теми,
кто спрашивает: «Почему ничего не получается?»
и теми, кто спрашивает: «Как сделать так, чтобы все получилось?»
(Бернар Вербер, французский писатель)
«Как стрелять точнее? Как стрелять быстрее? Как стрелять стабильнее? Как все это совместить, чтобы добиться результата?» — вот ряд вопросов, которые задают себе многие, связавшие значительную часть своего времени с практической стрельбой. Вопрос, с моей точки зрения, должен звучать несколько иначе: «ЧТО КОНКРЕТНО НУЖНО ДЕЛАТЬ, чтобы добиться выполнения задачи?»
Надеюсь, что ряд моих статей по вышеозначенной теме позволит тем, кто может за буквами видеть смысл, получить ответ на этот вопрос и серьезно повысить свой уровень подготовки. Я дам конкретное знание, оно будет достаточно сложным, но я постараюсь изложить и объяснить максимально просто, так, чтобы, поняв, что я пишу, вы смогли бы использовать полученную информацию в своей работе и делать то, что вы делаете, более продуктивно и эффективно. После прочтения моих материалов вы получите возможность использовать разнообразные как новые, так и старые инструменты для корректировки тех способов, которые ведут к выполнению поставленных вами перед собой задач. Скажу сразу: заумной теории и многостраничных определений практически не будет, язык изложения простой и понятный, только конкретика. Ну, конечно, иногда будут встречаться и определения различных понятий, без них никак.
Все уже давно оперируют услышанными на стороне словами типа “аутогенная тренировка”, “аутотренинг”, “психологическая подготовка”, не подозревая о том, что все эти определения сами по себе не работают. А в реальности всё должно быть изложено просто и доступно, чтобы потенциальному потребителю было легко и понятно, и он смог на практике реализовать полученную информацию. Что в моих статьях я и планирую сделать, без всяких эпохальных прорывов и открытий.
Введение и основные смыслы.
Однажды некий ученик начал спорить со своим учителем.
Тогда тот налил молодому человеку полный стакан воды, а потом дал ему ещё и полный кувшин.
— Налей, пожалуйста, воды в этот стакан.
— Но я не могу, учитель, стакан уже полон! Нужно сначала вылить из него воду, только тогда я смогу налить новую!
— Надеюсь, теперь ты меня понял… (с)
*
Страшное и одновременно страшно модное слово «психология» … Страшное – потому что кто его знает, что «там» внутри и какой свирепости «там» обитают тараканы? Страшно модное – потому как в последние несколько лет изо всех щелей понавыползали новоявленные гении различных направлений, декларирующие себя в качестве гуру от психологии (иногда с приставками «пара», «астро», «нейро» и прочими). Не мне диктовать взрослым людям, чем им заниматься и к какому душевному лекарю нести свои кровные – лишь бы упомянутый лекарь им как минимум не навредил. Но предупрежу сразу: написанные ниже буквы могут всерьез кого-нибудь обидеть. Поэтому особо нервным и на ночь… впрочем, я отвлекся.
Итак, основная цель предлагаемого вашему вниманию цикла статей, как и указано в названии – ликвидация пробелов в элементарных умениях управлять своей собственной психикой. Строго говоря, цикл представляет из себя не художественный вымысел одного автора, а компиляцию из многочисленных источников, объединенную одной идеей и пропущенную через собственный (уже лично авторский) опыт. Возможно, кто-нибудь где-нибудь уже встречал часть изложенного, и, страшно сказать, даже кое-что применял. Очень рад за таких, ищущих и находящих – мы с ними точно во взаимодействии.
Изначально цикл задумывался только как текстовый курс по элементарным и доступным практически всем приемам спортивной психологии и психологической самопомощи, позволяющим… и т. д., и т. п. Но в процессе написания пришло понимание, что рекомендуемые приемы можно и трактовать, и применять значительно шире. Сразу оговорюсь, что это не голая теория, все, изложенное ниже, проверено и работает в различных видах спорта и на разных этапах совершенствования спортивного мастерства, примеры будут. Хотя для маскировки буду говорить в основном о практической стрельбе, причем о пистолете.
И еще одно: практически не будет никаких громких имен. Можно сильно повысить значимость и авторитет собственного текста, периодически вставляя в него «по мнению Выготского», «исходя из утверждения Бернштейна о…», «в одной из последних работ академика Неверковича», но смысла в этом я лично не вижу. Вы либо понимаете (и принимаете) то, что я хочу до вас донести, либо нет. И в том, и в другом случае оперирование большими именами бесполезно.
Иногда будет интересно (надеюсь). Иногда скучно (наверное). Иногда – непонятно (постараюсь, чтобы по минимуму). А кто обещал, что будет легко?
Одна из главных проблем практической стрельбы как вида спорта заключается в том, что в нее как в спорт (или даже как в хобби) приходят в большинстве своем взрослые, сложившиеся в жизни люди. Приходят со своей сложившейся двигательной базой, со своими стереотипами мышления и своими же способами добиваться поставленных задач, взятыми из предыдущей дострелковой жизни. И, конечно, со своими тараканами (для простоты назовем это так, потому что официальные названия закрепленных в психике индивидуума процессов очень сложны и труднопроизносимы). Но почему-то большинство из пришедших совершенно не готовы учиться как дети (со свежей и пустой (в хорошем смысле) в силу возраста головой), а хотят только овладеть технической стороной, но при этом сильно удивляются, почему они, овладев (в их понимании) техникой стрельбы, тем не менее на практике годами не могут составить конкуренцию не только топовым или околотоповым стрелкам, а даже следующей за вышеперечисленными личностями в итоговой турнирной таблице достаточно большой группе стрелков.
В данном цикле статей я не собираюсь посягать на святое и влезать в чисто технические особенности различных тренировочных методик и процессов, хочу лишь осветить один из аспектов подготовки, без которого, на мой взгляд, совершенствование невозможно.
Итак. Любой зазыватель на свои тренинги, мастер-классы и семинары в рекламном анонсе своего мероприятия, как правило, пишет среди прочего про психологическую подготовку. Ну а как без неё? На деле же (практически всегда) на семинаре мастер рассказывает СВОЁ мнение (или измышления, что вернее) о том, как надо психологически готовиться к тренировкам, упражнениям, соревнованиям, изредка – про свою методику подготовки/аутотренинга/релаксации, может даже упомянуть три сакральные буквы ОБС (оптимальное боевое состояние, кто не знал), не объясняя подробно, что он сам под этими буквами подразумевает. Ни на одном семинаре (может, конечно, мне просто не везло) не давалось стройной, продуманной методики, как надо работать с головой. Не с головой мастера – у него с головой как раз все в порядке, иначе бы он не читал семинар (не вел мастер-класс), – а с вашей личной, собственной головой. Да и время поджимает, работа спортивного психолога – это долгий, планомерный, последовательный труд двух человек, психолога и спортсмена, к тому же подразумевающий ЕЖЕДНЕВНУЮ постоянную работу спортсмена над собой, те же самые тренировки, а на семинаре/мастер-классе надо учить стрелять. И очень часто по прошествии семинара оказывается, что психологической подготовке был уделен самый минимум внимания слушателей. Почему? По двум причинам: публика не знает, что спросить, а ведущий процесс не знает, что сказать. Максимальная напряженность случается при вымученном из публики вопросе «Как надо психологически готовиться к ответственному состязанию?» Ведущий, конечно же, начинает рассказывать, как он готовится. Публика думает «Ага!», мало что понимает, но записывает и после мастер-класса благополучно забывает. А почему? Да потому, что нет у ведущего никакой СИСТЕМЫ психологической подготовки! Нет – и все тут. А что есть? А есть как максимум ИНДИВИДУАЛЬНАЯ схема, которую исполнитель классом сильно выше среднего набирал по крупицам отовсюду, годами собирал и затачивал ПОД СЕБЯ в период выработки собственной поведенческой схемы как меры защиты от соревновательных стрессов. И другому она бесполезна от слова «абсолютно», поскольку не основана на его психологическом, физическом и физиологическом собственном опыте, а основана на опыте чужом.
Пример: Сауль Кирш (это имя не из области психологии, так что сам себе разрешил упомянуть) в своей книге «Размышления о практической стрельбе» упоминал, что ему помогала сосредоточиться перезарядка ВСЕХ магазинов между упражнениями. А стрелял он в открытом классе… Обратите внимание: ЕМУ ПОМОГАЛА.
Есть и общеспортивная проблема. К примеру, возьмем среднестатистического тренера. Его первоочередная задача – собрать из подопечных при наличии кучи разношерстных и разноплановых навыков механизмы, соответствующие стандарту вида спорта: бежать столько за столько-то, приседать столько-то, подтягиваться столько-то, отжиматься столько-то, жать от груди столько-то, дышать в трубку не меньше, чем столько-то, добавлять до умопомрачения и полного заполнения всех статистических таблиц. А подопечных много. И когда, скажите пожалуйста, тренеру копаться в тонких настройках этого механизма (я опять про психику, если кто еще не понял), когда на каждом этапе своей деятельности тренер обязан выдавать РЕЗУЛЬТАТ. Нет результата – плохой тренер.
А тренера этим тонким настройкам и работе с ними тоже никто не учил – вспомните те, у которых есть спортивное образование: много ли часов в вашем курсе было уделено психологии вообще и психологии спорта в частности и что у вас от этих часов еще помнится? А СИСТЕМЫ психологической подготовки, как не было, так и нет. Есть только индивидуальные тренерские наработки, исходящие из опыта тренера. И множество работ психологов от спорта по тому, что происходит в голове у спортсмена, с нужными и правильными по требованиям к работе многостраничными выводами, но без конкретных рекомендаций.
Промежуточный вывод: изначально готовя спортсмена вне отсутствия системы психологической подготовки, мы рано или поздно, но неизбежно упираемся в потолок его физических возможностей, когда выше уже не прыгает, быстрее не бежит, больше не жмет… И поехали кризисы и проблемы личности, о которых полно понаписано всякого, и впору уже не за спортивным психологом посылать, а сразу за психотерапевтом, увы и ах.
Мнение заслуженного тренера России А.Е. Пиратинского (скалолазание) однозначно: психологическая подготовка в спорте необходима.
«Давайте представим себе детскую игрушку пирамидку. Несколько разноцветных колесиков надеты на стержень. Колесики – это слагаемые высокого результата спортсмена: индивидуальные способности; уровень физической, технической и тактической подготовленности; умение мыслить; система тренировки и пригодность ее для данного человека; отношения с товарищами по команде, и т. д. Стержень пирамидки – психологическая подготовленность.
Рассмотрим три состояния пирамидки.
- Колесики разрознены и существуют сами по себе – высокого результата не достичь.
- Колесики аккуратно сложены одно на другое в заданной последовательности, но на стержень не надеты. Пирамидку есть, но от толчка, небольшого наклона, неловкого движения она может развалиться. Высокий результат возможен, но он чересчур подвержен внешним воздействиям, ненадежен, его нелегко прогнозировать.
- Пирамидка в сборе. Все колесики надеты на стержень и скреплены. Теперь ее можно наклонять и толкать, переворачивать – с пирамидкой ничего не случится. Именно такой эффект дает правильная психологическая подготовка. Высокий результат будет показан спортсменом с высокой степенью надежности».
Существуют две современные тенденции. Одна тенденция – это заводить психологическую подготовку в модуль спортивной подготовки. Но тогда мы сталкиваемся с достаточно серьезным вопросом: как мы можем завести внутрь и сделать частью системы подготовки то, что работает во всех видах подготовки? Потому что есть психологические вопросы технической подготовки, психологические вопросы тактической и физической подготовки. Это не вопросы, которые надуманы, это вопросы, которые появляются в связи с тем, что и в технической, и в тактической, и в физической части спортивной подготовки работает психика. Если вы работаете с телом – им управляет психика. Если вы работаете с пониманием и с видением, формируете какой-то образ действия – это психика. Если вы говорите о том, что силы на исходе, уже тело не работает, то включается психика и вытягивает тело из этого состояния.
И вторая тенденция – когда просто-напросто психологическая подготовка как таковая находится где-то сбоку, в стороне. Когда спортсмен и тренер доходят уже до ситуации так называемой невозможности, до критичной ситуации, даже до конфликта – возможно, тренер идет к психологу и говорит, что у спортсмена (заметьте – только у спортсмена!) проблемы. И дальше начинает психолог разгребать все проблемы, говорит хорошие слова такие, как: «я слушаю вас», и вы начинаете рассказывать… рассказывать… рассказывать… Он вас внимательно слушает, вы жалуетесь, и, в общем, так может долго продолжаться.
Соответственно, если кто-то (а вдруг?) согласен с тем, что когда вы осуществляете тренировочную работу, ставя задачи для тела, в первую очередь работаете с психикой, то… то это замечательно. Если кто-то не согласен и думает, что решающим фактором победы всегда оказывается физическая, техническая, тактическая подготовка, то моя позиция очень жесткая – продолжайте игнорировать психологический компонент, я могу пожелать только удачи. И вам, вне зависимости от того, спортсмен вы или тренер, сильно повезло, если технология подготовки хорошо отработана. Почему? Потому что сами по себе двигательные задачи и ситуация в спортивной деятельности неизбежно предполагают (и, естественно, человек к этому начинает адаптироваться) формирование определенных психических качеств, новообразований, различных структур, которые обеспечивают вообще возможность нахождения в спортивной деятельности и возможность выполнения каких-либо задач, которые в этой деятельности ставятся.
Система психологической подготовки КАЖДОГО спортсмена должна быть. И должна она быть простой и понятной, не на уровне определений и диагнозов, когда этот процесс называется «фрустрация», а тот «эмоциональное выгорание», а на уровне инструментария, когда для предотвращения в будущем тех явлений, для которых существуют те самые страшные определения, необходимо уже сейчас, в настоящем, предпринять совершенно конкретные стандартизированные шаги, небольшие, но выстроенные в ЕДИНУЮ систему психологической подготовки спортсмена, систему проверенную и показавшую совершенно однозначно трактуемые результаты.
В рамках плановой спортивной подготовки знание таких основ работы психики обязательно и для тренера, и для спортсмена. О чем и будет рассказно далее в цикле.