Данилович П. Упражнение “Черный квадрат”

– Тренер, да не могу я запомнить этот гейм-план!!!
– Сможешь, это всего лишь девять мишеней.
(из разговора на УТС 2020 г., гладкоствольное ружьё)

Сказать, что это сложное упражнение – не сказать ничего. Оно действительно очень сложное. Для того, чтобы понять, о чём эта статья, прочитайте мою предыдущую статью: упражнение «Квадрат», которая была написана в марте 2019 года. После прочтения необходимо тщательно потренироваться по описанным в ней тренировочным планам. Так же стоит проверить свои базовые знания и навыки по короткому перемещению на пять сторон.

Хочу отметить, что это упражнение можно тренировать не только в дисциплине: гладкоствольное ружьё. Также можно тренироваться и с пистолетом в основной дисциплине, и в дисциплине Action Air. Базовые техники перемещений, конечно, разные для пистолета и ружья, но это не помеха для творческого стрелка, стремящегося к спорту высших достижений.

Четыре покрышки можно заменить на более простые в обращении четыре конуса для спортивных игр, которые за последние несколько лет стали неотъемлемой частью стрелкового оборудования. И полностью поменять мишенную обстановку. Вам понадобится девять попперов. Дистанция до мишеней 10-13 метров. Попперы нужно поставить в один ряд с дистанцией полметра. Со стрелковых позиций они будут сливаться единым фоном. Вот и всё, что понадобится стрелку-спортсмену для того, чтобы начать тренироваться на этом упражнении.

Разделим упражнение на две части. В первой половине этого упражнения попперы необходимо установить таким образом, что они не падали. Как гонги. Это даст дополнительную нагрузку для мозговой деятельности стрелка. Ведь если поражать мишени в простом порядке, например, слева направо, то каждому стрелку понятно, какая мишень будет следующей. При стопроцентной точности каждая следующая мишень снова будет первой.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если стрелок совершит промах. Так как дополнительные выстрелы в этом упражнении не предусмотрены, то стрелку необходимо оставить непораженную мишень. При перемещении в следующую стрелковую позицию он обязан стрелять в следующий поппер. Данная не падающая мишенная обстановка используется для того, чтоб стрелок не просто стрелял в следующую мишень, а мог мгновенно определить, какая в данной стрелковой позиции мишень поражается именно сейчас. Кроме того, с гонгами удобно тренироваться в группе, ведь ходить и поднимать мишени не нужно. Тренировочный процесс станет быстрей.

Гейм-планы записываются в виде цифр, где каждая цифра – стрелковая позиция, которая на стрельбище обозначена конусом. Начните с простых планов, включающих пять стрелковых позиций:
– 12341
– 24321
– 34214
– 31342
– 42143

Разберём первый гейм-план. Цифра «1» повторяется два раза, следовательно стрелку необходимо произвести два выстрела с первой стрелковой позиции – первый и последний. Мишени же будут разные – первый и пятый поппер. Следовательно, стрелок будет обстреливать мишени слева направо. Напоминаю, что дополнительные выстрелы в этом упражнении не предусмотрены. По аналогии можно разобрать оставшиеся четыре гейм-плана самостоятельно.

На первый взгляд кажется, что в этом упражнении нет ничего сложного. Так оно и есть. Поэтому добавим ещё одну стрелковую позицию, и их станет шесть:
– 423132
– 342314
– 234142
– 124213
– 414231

В первом гейм-плане повторяется две стрелковые позиции – вторая и третья. Обычно подготовленному стрелку не составляет труда запомнить шесть цифр. Конечно, это не сложно. Трудность составляет то, что стрелок уже не может контролировать свою базовую технику перемещений. Таким образом он может проверить своё умение, или может быть навыки правильного, технически грамотного перемещения. Если есть нарушения базовых техник, нужно заново тренировать свою базу с самого начала. Нужно добиться того, чтобы ноги бегали сами, и бегали правильно, без внешнего контроля.

А вот дальше становится сложней. Шесть цифр — это одно, а вот семь стрелковых позиций совсем другое:
– 13423241
– 32124312
– 24213421
– 41342143
– 43214321

С этого момента стрелок начинает тренировать уже свою память. Запоминание гейм-планов — основа нашего вида спорта, наравне с техническим стрелковым совершенством. Основной девиз стрелка-практика: пятьдесят процентов в руках, пятьдесят процентов в голове. Планов можно написать много, и вы можете это сделать самостоятельно.

Таким образом, стрелок доводит свой гейм-план до девяти мишеней. Можно обстреливать их по порядку – слева направо, а можно наоборот – справа налево. Так же есть более сложная схема поражения мишеней: поочередное их поражение слева и справа. Этот план – первый шаг к умению запоминать сложные гейм-планы.

Мы рассмотрели первую, подводящую часть упражнения. Переходим ко второй части упражнения «Черный квадрат». Для начала необходимо сделать попперы падающими. И снова дополнительные выстрелы не предусмотрены. Стрелку необходимо записать для себя основной план перемещения по стрелковым позициям. Допустим это будет:
– 134214324.

Следует его запомнить. Дальше постараться выполнить его с первого раза. Это мы уже умеем. Если не получится, то нужно придумать новый гейм-план. И делать так до тех пор, пока выполнение плана прохождения стрелковых позиций не будет правильным с первого раза.

На этот план необходимо наложить второй план – порядок поражения мишеней. Это большой шаг к двойственному мышлению. И понимание запоминания двух гейм-планов на одном упражнении. Как это тренируется? Например: 123498765. Пока используем простой план. Запишем их правильно:
– 134214324 – гейм-план стрелковых позиций
– 123498765 – гейм-план поражения мишеней

В первой по счету стрелковой позиции стрелок обязан поразить первый поппер, а вот уже во второй по счёту стрелковой позиции (это будет третий конус) стрелок обязан поразить второй поппер. И так далее. Заканчивается упражнение девятой по счёту стрелковой позицией (четвёртый конус) и поражением пятого поппера.

Далее оставим гейм-план поражения мишеней прежним, а план стрелковых позиций изменим. Снова станет сложно. Возможно, очень сложно. Например:
– 432123142
– 123498765

Мы изменили первый план. Чего мы добиваемся? Один из планов повторяется два раза. Не нужно сразу нагружать стрелка. Голова должна учиться думать, а это отличное подводящее упражнение для этого. Голова — это самое главное оружие стрелка-спортсмена. Без этого тренированного инструмента нет и не будет высокого результата в практической стрельбе. Стрелку необходимо научиться держать в уме сразу два гейм-плана.

Когда начнет получаться, начинайте менять оба плана. Сначала пишите простые планы. Потом понемногу усложняйте. В какой момент вы не сможете запомнить оба плана поражения мишеней? Возможно, тогда, когда они оба будут сложные. А возможно, мозг просто устанет и перестанет работать. Откажется думать – откажется запоминать гейм-планы.

Далее следует немного ослабить нагрузку на работу мозга. Убрать сложный план поражения мишеней, сделать его максимально простым. А может стоит немного отдохнуть, или совсем закончить тренировку. Важно понимать, что нагружать мозг стрелка нужно постепенно и равномерно. Спешка здесь не нужна. Используя это упражнение мы получим стрессовое соревновательное напряжение на простой тренировке. Стрелок получит возможность увидеть свои технические ошибки, которые нужно сразу записать и позже поработать над ними.

Как это происходит? Мысли стрелка заняты только гейм-планами. Он не может контролировать прицеливание, удержание или наведение оружия. Он вообще ничего не может контролировать. Все это за него делает его же натренированное тело. Если сравнить наш вид спорта с другими видами спорта, то можно найти много общего. Возьмём хоккей с шайбой. Хоккеист не думает о своих коньках или о своей клюшке. Он думает только о том, кому отдать или как принять пас. Все его мысли заняты только двумя приоритетными задачами – забить шайбу и не пропустить её в свои ворота. Если он будет думать о том, правильное у него скольжение или дриблинг, он не будет занят самой игрой.

Тоже самое и у стрелка-спортсмена по практической стрельбе. Все его многочисленные техники в момент прохождения упражнения остаются бесконтрольными. Стрелку просто нечем их контролировать. Вся работа мозга уходит на запоминание гейм-плана.

Важным будет и то, что стрелок развивает свою память в направлении двойственного мышления. Зачем это нам, ведь план прохождения упражнения один. Развиваясь таким образом, стрелок прежде всего учится запоминать больший объём информации. В последствии при переходе от сложных гейм-планов к простым стрелку станет проще с запоминанием. План должен быть простым и лёгким для запоминания.

Стрелковая тренировка станет более интересной и продуктивной. Но испытывать удовольствие от хорошо проделанной тренировочной работы не самое главное. Важно понимать, зачем ещё нужны двойные планы. Постепенно в сознании стрелка сформируется возможность быстро переключаться с одного гейм-плана на другой. Это даст стрелку вариативность принятия решения в случае, если с основным планом прохождения упражнения что-то пойдет не так.

Стрелок сможет мгновенно принять решение и найти выход из трудного положения. Конечно, при этом он потеряет доли секунды, или даже одну секунду. Все равно стрелок сохранит свою позицию в общем зачете и возможность занять призовое место. В итоге все стрелки ошибаются. Главное не уповать на это и продолжать работать на соревновании дальше.

И в заключении ещё одна тренировочная техника. В начале этой статьи было написано, что в случае промахов дополнительные выстрелы запрещены. Нам это необходимо для того, чтобы еще больше заставить стрелка шевелить мозгами. В случае промаха, а промахи будут, стрелку необходимо запомнить стрелковую позицию, в которой он допустил промах. После завершения прохождения основного гейм-плана необходимо вернуться на эту стрелковую позицию и сделать дополнительный выстрел по непораженной мишени.

Что бы тренировка проходила более продуктивно заряжайте на старте десять патронов, не обращая внимания на класс гладкоствольного ружья. В пистолете с этим и так всё в порядке. Что бы усложнить упражнение, используйте дульные сужения, дающие маленькую осыпь. Делайте всё правильно, не торопитесь, и у вас получится. Включив это упражнение в свой тренировочный план, вы поймете, что название упражнения «Чёрный квадрат» дано не зря.

Успехов Вам!